Форум » На экране и в печати » "Фартовый" по роману "Черная свеча" В.Высоцкого » Ответить
"Фартовый" по роману "Черная свеча" В.Высоцкого
Тов.Рязанцев: Показали по второму каналу в это воскресенье. На дисках он появился и раньше, но что-то не купил... Пока смотрел, для себя отмечал плюсы и минусы картины, а сейчас решил написать, по горячим следам... Итак. Дело происходит на прииске, где работают з/к, Соответственно - тема наша. Время действия неявно, где-то от 1950 до, пожалуй, 1952 года. Хотя м.б. и 1953. Позже - вряд ли. Место действия тоже не явно, и врде не упоминается. (Это в кино, книгу я пока не читал ,может там есть более чёткие указания времени-места). Первое впечатление - некоторые сведения по теме фильма создатели имели и отразили их в картине. Из несомненных плюсов - наличие надзорсостава с васильковыми погонами и конвойных войск с краповыми и хорошо заявленное различие в обязанностях между ними. С оружием в зону не ходят. КПП имеет двое ворот - предзонник и "царские". Упоминается вахта. В первых сценах фильма при беспорядке в колонне прибывших охрана командует всем лечь - как и положено. Передача дел з/к з/к от конвоя этапа лагерному начальству хоть и невнятно-мельком, но присутствует. Этап вводят в зону, считая по пятёркам. Очень хорошо сделаны бараки - как внутри, так и снаружи. Вообще натура всего лагеря хорошая. Внутри барака - вагонка (нары вагонной системы). Автотехника: присутствуют замечательный "Студебеккер", "Виллис" и полноприводная "эмка" - ГАЗ-61. У Виллиса в первых сценах на рулевой колонке болтается совершенно лишний отечественный переключатель поворотников, потом вроде его не заметил - может убрали после первых сцен. На фоне наличия таких машин совершенным идиотизмом является задействование ЗиЛ-157 в одной из сцен (свадьба главного героя). Если ему "переобуть" колеса на узкие скаты, сдвоенные на заднем и средних мостах, то он ещё сошел бы за ЗиС-151 того времени, но вообще-то, имея "Студер", не использовать его??? Видимо киношники не договорились с клубом ленд-лиза, чья автотехника использовалась... Теперь о непонятном и отрицательном. Первым делом - фуражки в кино шить не умеют. И это печально. Приходиться наблюдать из картины в картину совершенно убогие изделия современных "мастеров". Увы. Далее. Судя по нашивкам у з/к на коленях это должен быть особый лагерь. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что особые лагери организовывались в 1948-1952 гг., и предназначались для 58-ой статьи, но уголовники туда тоже попадали, например, будучи осужденными за побег по 58-14. Инструкцией 1950 года з/к з/к особых лагерей предписывалось носить номера на груди, спине, шапке и колене. В картине все заключенные имеют номера на колене, а вот в остальных местах - кто как. У кого-то есть номер на спине, у кого-то нет... Совершенно бредовые сцены с отпусками, как главного героя - Упорова - на "свиданку", так и его бригады - на свадьбу. Разрешение покинуть зону без конвоя, мог получить только расконвоированный з/к - в отношении же контингента особых лагерей расконвоирование не применялось. Та же ситуация в сцене столкновения двух возвращающихся бригад перед воротами лагеря. Мало того, что каждую колонну сопровождало по одному конвоиру - почему-то офицеры - так их ещё и отозвал майор. Напомню, сцена происходит вне зоны ,перед воротами лагеря... Стоило ли в предыдущих сценах Упорову так напрягаться с побегом, штурмуя вышки, снимая часовых и захватывая автотранспорт, если можно было просто смыться, возвращаясь с работы фактически без конвоя? К тому же бестолковые офицеры вели колонны, следуя во главе их... Кстати, весь побег Упорова с подельниками и "общаковским" золотом тоже страдает отсутствием смысла. Сбежав ночью, угнать на следующее утро грузовик, чтобы в конце концов оказаться не хотя бы в 100 км от лагеря, а в доме пианистки, которая сама сказала майору в начале фильма, что подвозить её не надо, она недалеко от лагеря живет. Судя по всему, километрах в двух. Не очень торопился Упоров... Или сделал несколько кругов... Получить досрочное освобождение за перевыполнение плана - тоже Упорову бы в реалиях не светило. 58ой досрочное освобождение не полагалось. Продолжение следует.
Ответов - 6
Тов. Жеребцов: а я не смог посмотреть, ждал, ждал.. был на "Кривом зеркале" зато посмеялся добрых 5 часов
тов. Леин: На днях посмотрю полностью, но по увиденному - ряд претензий и по достоверности, и по уровню работы.
Тов. Юстас: Пытался смотреть. Обхохотался. Майор с голубыми (лётными) просветами на погонах и осужденный джигит в зоне с кинжалом за поясом - замечательно.
Тов.Рязанцев: Тов. Юстас пишет: Майор с голубыми (лётными) просветами на погонах Кстати, по информации Воронова (Историк) у нас в то время были большие напряжённости с красителями оттенков синего цвета, поэтому на реальных вещах васильковый цвет весьма нестабилен, и на выгоревших на солнце - тоже. Я видел погоны, где изначально васильковый просвет стал бледно-бледно голубым в процессе эксплуатации.
Тов.Ежов: Да-ааа ... Геныч! В тебе точно умер начальник колонии. Вот прочитал твоё резюме и понял я это совершенно отчётливо. Как ты понимаешь, в моих глазах это неоспоримое хорошее качество. ) Вот кто может оспорить, что ты каждую деталь подметил? Или ты этот фильм много раз смотрел?
Тов.Рязанцев: Тов.Ежов пишет: Вот кто может оспорить, что ты каждую деталь подметил? Или ты этот фильм много раз смотрел? Я сам могу оспорить. Посмотрел один раз и по телевизору - в смысле в прямом эфире - правда заранее взял бумажку и карандаш. Вот что "взял на карандаш", то и написал. И то не всё из отмеченного - а сколько хватило сил. Уверен, что если смотреть на диске или кассете - где можно остановить и промотать - замечаний будет больше. Но хочу сказать, что пишу я не для "киношников" - они если даже если и прочитают, всё равно дело прошлое, тема закрыта, как снято, так и снято, ничего не поменяешь. Потом, сам работая иногда в кино, знаю, как появляются такие ляпы и ошибки - есть и объективные причины... Пишется в основном для тех, кому тема интерестна, что бы реконструкция исходила от "как было", а не от "в кино видал"...
полная версия страницы